Что делает коллективную работу эффективнее? Человеку, участвующему в процессе, выделяется определённая зону ответственности, позволяющая специалисту глубже развивать собственную тематику. Например, водопроводчик, электрик и плотник вместе участвуют в строительстве дома, но каждый из них ответственен только за одну сторону проекта. При этом срабатывает коллективная (трансактивная) память: информация распределена по группе таким образом, что работники осознают собственную границу знаний, а также сферу осведомлённости своих коллег.
На первый взгляд, Интернет кажется всезнающим и компетентным коллегой по коллективной памяти: он запросто выигрывает у любого человека как по широте охвата, так и по скорости получения знаний. Но в то же время всемирная паутина усиливает негативные стороны трасактной памяти, в частности объединяя зону компетентности участников группы с теми знаниями, которыми они владеют в реальности.
Такой вывод сделали учёные американской психологической ассоциации в новом исследовании (руководители - Fisher, Goddu, и Keil), опубликованном в Journal of Experimental Psychology: General.
Эксперимент проводился в два этапа.
На первом, вступительном, участники исследования оценивали собственное умение отвечать на распространённые вопросы (например, “Как работает застёжка-молния”), прибегая к помощи Интернета, а также после указаний не пользоваться сетью в процессе подготовки.
На последующем этапе эксперимента (самостоятельной работы с информацией) участников просили оценить, насколько хорошие ответы они могут дать на вопросы по темам, не включённым на первом этапе.
Испытуемые, искавшие ответы на вопросы в Интернете, оценивали свои знания выше, чем те, которым не позволили пользоваться поисковиками.
Результат сохранялся даже если первой группе участников исследования давали задание найти информацию на заданном сайте (“Пожалуйста, пользуйтесь scientificamerican.com при ответе), а участников второй снабжали текстами с того же веб-сайта.
Другими словами, поиск информации в Интернете повышал оценку испытуемыми своих знаний, даже в тех случаях, если обе группы имели доступ к одинаковому контенту, содержащему ответ на поставленные вопросы, даже в тех случаях, когда задание не требовало особых усилий (выбрать источники информации). Переоценённые знания вели к неверным поисковым запросам, не позволявшим найти ответ на вопрос.
Эффект переоценки знаний, вызванный поиском информации в Интернете снижался или вовсе не наблюдался в следующих случаях:
Таким образом, результаты исследования говорят о том, что поиск информации в Интернете заставляет нас оценивать собственные знания намного выше, хотя данный эффект ограничен тематикой запросов, по которым мы ищем информацию.
Активный поиск информации в Интернете искажает наши мнения о границе знаний, которыми мы обладаем в реальности. Обычно нам весьма трудно определить, насколько мы можем доверять внешнему источнику информации. Но Интернет усугубляет данную трудность, тем, что круглосуточно даёт легко доступную информацию по любому вопросу. Конечно, доступ к знаниям приносит немало пользы, но авторы исследования отмечают: в ситуациях, когда нет доступа к Интернету человек также будет думать, что он знает больше, чем на самом деле.
Прилавки книжных магазинов пестрят обложками детских книг. Как выбрать для ребёнка полезную книгу? Родители часто теряются, стараясь выбрать подходящую литературу. Сегодняшняя наша заметка расскажет об основных правилах подбора детской книги.
На телеэкраны вышло множество фильмов, главные герои которых путешествуют в прошлое. Сопереживая персонажам, зрители не подозревают, насколько опасным для психики персонажей было бы реальное перемещение во времени. Сегодня наши психологи расскажут, какие психологические угрозы ожидают скитальцев во времени. Пофантазируем вместе?
Сегодня авторы рейтинга Top-Psy расскажут об основных маркёрах мышления человека, страдающего депрессией. Обратите внимание на признаки, которые помогут вовремя выявить заболевание у себя или близких людей.