Психология современного ребёнка по-прежнему остаётся миром, в котором многие взрослые люди остаются чужеземцами. Насколько способна практическая психология открыть нам дверцу в мир детей? Авторы рейтинга Top-Psy взяли интервью у детского психолога Лины Романовой, которое поможет читателям обратить внимание на многие важные нюансы воспитания подрастающего поколения.
Top-Psy: Каким видят дети мир взрослых людей? Достаточно ли ярких красок?
Лина Романова: Это один из важнейших вопросов, который, кстати, меняет отношение родителей к детям за последние десятилетия. Наши бабушки носили наших родителей в детстве прижав лицом к себе. Мир ребенка был окрашен в цвета маминой одежды. В транспорте малышей редко брали на руки, оставаясь в детской коляске, дети дышали пылью с пола и хныкали от нехватки кислорода. Сегодня времена поменялись. Есть кенгуру, слинги, памперсы и море красивых книжек. Но все ли мы изменили, и изменили ли правильно?
Отстаивая право на детство, мы сегодня даем детям как можно дольше учиться и в результате семьи полны 25-ти летних тинейджеров, ничего не зарабатывающих («я же только институт закончил!») и ничем не интересующихся («ищу себя!»). А ведь в их возрасте их деды имели военные награды, семьи, профессию, достижения. Мы забываем, что 18 лет - возраст совершеннолетия. И не важно учится человек или работает, он сам способен о себе позаботиться. Но подготовить его к этому необходимо в раннего детства. А для этого мир взрослого подрастающему поколению нужно представлять не в пасмурных эпитетах «вот начнешь работать, узнаешь почему я ежедневно уставшая и на всех рычу» и не позволять отлынивать от посильных дел «оставь, я сама сделаю, наработаешься еще». Мир взрослого интересен, ярок, открыт для роста и развития и об этом стоит говорить с детьми. Тогда мы вырастим «достигаторов» и наша старость будет под надежной защитой.
Top-Psy: Какие качества хотели бы видеть в родителях и педагогах дети?
Лина Романова: Я много консультирую детей и вот к какому выводу пришла. Большинство родителей демонстрируют свои лучшие качества педагогам, соседям и даже друзьям. Дома же, с детьми, они не церемонятся. И часто дети наблюдают «во всей красе» дома, где они получают основной опыт жизни, агрессию, ругань, сплетни, рукоприкладство. У педагогов иная проблема - профессиональное выгорание. Молодые педагоги, сталкиваясь с первыми профессиональными трудностями, как правило, не идут к психологу чтобы облегчить себе жизнь и адаптироваться, измениться, справится с трудностями. Чаще они ищут виновного в своем утомлении, раздражении, недовольстве. И конечно виновными становятся ученики. Мир все еще по прежнему делится на мир детей и мир взрослых. Педагоги и родители, встречаясь говорят не о ребенке и его потребностях, не рассматривают варианты помощи, а обсуждают его неудачи. Мостиком между двумя мирами могут стать детские психологи. Именно они понимают ребенка и могут научить этому пониманию и педагогов и родителей. А сами дети знаете что говорят: «Хочу чтобы все учительницы были худые, добрые и красивые» (уж почему худые не знаю, это цитата детских ответов). А о родителях часто так: «Хочу чтобы папа просто был» и «Хочу чтобы мама никогда не орала и улыбалась каждый день». Представляете как мало нужно нашим детям?
Top-Psy: Счастливое детство - какое оно?
Лина Романова: Думаю каждый из нас знает ответ. В детстве счастье - это когда тебе помогают осваивать мир, а не запрещают; когда есть время не только на занятия, но и на разговоры по душам, игру, развлечения и когда в трудную минуту есть к кому обратиться за помощью. Как видите, ребенку нужно все тоже самое что и взрослому. Неправда ли все просто?
Top-Psy: Какие мифы о психологии детей наиболее распространены среди взрослых?
Лина Романова: Самый любимый миф родителей: «Дети нами манипулируют и с ними нужно бороться!». Из этой же категории миф: «Ребенок все и всегда делает мне назло». Еще один негласный: «Воспитание - это тяжелый труд, борьба и мучение». Ну, и наконец, такой миф: «Как ни воспитывай, а вырастет хорошим или плохим человеком - решит судьба». Все эти мифы имеют одну природу, и имя ей - родительская безграмотность. Нам не жаль денег и времени чтобы пройти курсы макияжа, кинологии или правильной съемки селфи. А авто у нас отберут если не пройдем курсы и не сдадим экзамены. Когда все родители поймут, что прежде чем появится ребенок необходимо не просто «немножко об этом почитать», а быть готовым и понимать психологию ребенка на всех этапах развития, тогда и наступит счастье родительства. И это совсем не сложно.
Top-Psy: Интернет и телевидение - стоит ли ограждать ребёнка?
Лина Романова: Ограждать ребенка стоит столько же сколько и себя. Если вместо постоянных мультиков предложат интересную игру или совместную прогулку, то ребенок будет счастлив. А если родитель прогоняет из-за компьютера, чтобы на несколько часов расположиться за ним сам, то рыдания скучающего малыша несложно понять. Всего в этой жизни для счастья нужно в меру. В одних семьях есть лишь один телевизор на всех и лишний вес у каждого члена семьи, а у младших еще и задержка речи. В других же домах, у каждого по компьютеру, но принято использовать их по делу, а телевизор часто и вовсе некогда смотреть, если жизнь заполнена интересными событиями.
Самое важное не использовать гаджеты как систему воспитания, как кнут и пряник.
Top-Psy: Психолог для ребёнка - каков он должен быть?
Лина Романова: Конечно профессиональный и опытный. На этом не стоит экономить. А еще тот, который подходит именно вам и вашему ребенку. Если вы обратившись к психологу с папкой регалий, чувствуете дискомфорт, лучше поменять специалиста. При сегодняшнем выборе вы обязательно найдете того, кто будет близок с вами и вашими детьми по духу.
Лина Романова: Что становится наиболее частой причиной обращения к детскому психологу?
Top-Psy: Я наверное сейчас удивлю вас, но чаще всего родители обращаются когда бывает проблема очень запущенна, а иногда и безвозвратно. И не важно по какому поводу. Когда нужен тяжелый процесс перестройки, терапии и перевоспитания. Еще один распространенный запрос: изменить что-то в ребенке для удобства взрослого. Например: «Плохо учится, стыдно перед учителями», «Дерется, во дворе неудобно перед соседями», «Не хочет убирать, устала наказывать». А ведь такие действия ребенка - это его крик о помощи, реакция на ту или иную неудовлетворенность. Но большинство родителей не интересуются внутренним миром детей. Им хочется подогнать его под единый стандарт и больше не напрягаться.
Top-Psy: Какой главный совет мог бы дать детский психолог родителям?
Лина Романова: Знаете, я бы порекомендовала не тратить время и деньги на тренинги-манипуляции, которые так любят родители: «5 навыков убрать истерику» или «как научить ребенка слушаться». Это мероприятия по дрессуре детей. Я предпочитаю учить понимать мир ребенка на каждом возрастном этапе, тогда ребенок не слушается, а доверяет и не капризничает, а понимает родителя.
Многие родители хотя бы раз задавались вопросом: почему мой реб...
Компьютер в жизни ребёнка - друг или враг? Как защитить ребёнка от компьютерных опасностей? Какую роль играет Интернет в жизни ребёнка? ...
Интернет в избытке снабжает родителей рекомендациями детского психолога по воспитанию детей. Любая типичная ситуация становится поводом ...
“Где найти хорошего детского психолога в Москве?”, - таким вопросом задаются множество родителей, желающих отыскать высококл...
Новый раздел рейтинга Top-Psy - "Семейные психологи". Мы приглашаем к сотрудничеству семейных психологов Москвы. Подробности в полной версии новости.
Зависит ли приверженность теории заговора от веры в упорядоченность мира вокруг?