ВходРегистрация

Статьи по психологии

Мифы о ЕГЭ. Чем опасны заблуждения в педагогике?

Дата публикации: 26.06.2016

ЕГЭ (единый государственный экзамен) - почему вокруг него создано множество мифов? Сегодняшняя статья разоблачает известные мифы о ЕГЭ

 

ЕГЭ (единый государственный экзамен) начал обрастать заблуждениями ещё до официального запуска новой процедуры итоговой аттестации школьников. Какие мифы о ЕГЭ являются наиболее зловредными? Кто распространяет мифы о ЕГЭ? Сегодняшняя статья авторов рейтинга Top-Psy поможет родителям, а также читателям, интересующимся проблемами образования, понять, где кроется манипуляция общественным сознанием.

 

Миф о ЕГЭ №1.

 

 

Единый государственный экзамен - примитивный тест из нескольких вариантов ответа. Для сдачи ЕГЭ достаточно случайным образом выбрать ответы!

 

Пожалуй, перед нами один из самых “древних” домыслов о едином государственном экзамене. Разоблачить ложь можно довольно просто, потратив минуту на поиск официально размещённых в Интернете примеров заданий для ЕГЭ. Но помните, что анекдоты и забавные посты из социальных сетей, не считаются!

 

Бегло осматриваем найденные образцы. Оказывается, итоговый экзамен обычно включает несколько разновидностей заданий:

 

  • относительно простые задачи, требующие выбора одного варианта ответа из предложенных

  • задачи, для решения которых необходимо дополнить предлагаемую информацию

  • задачи, в которых школьник должен показать умение грамотно излагать свои знания в форме развёрнутого ответа

 

Предложенная схема может иметь некоторую специфику в зависимости от выбранного для экзаменов школьного предмета.

 

Как мы видим, если бы даже ЕГЭ позволял некоторым школьникам набирать баллы случайным образом, то полученные на выходе результаты не давали бы возможности “везунчикам” поступить даже в средне-специальное учебное учреждение, не говоря о приличном вузе.

 

Миф о ЕГЭ №2.

 

Из-за единого государственного экзамена школьники тупеют, а качество образования падает. ЕГЭ - тупое натаскивание на тесты!

 

Чаще всего обвиняют ЕГЭ вообщем, безапелляционно. Но иногда СМИ передают сообщения, сложенные по формуле: “Количество X школьников региона Y не сдали ЕГЭ по одному из обязательных экзаменов. Позор ЕГЭ!”. В чём подвох?

 

Задача любой текущей, промежуточной или итоговой аттестации знаний школьников - измерить достижения учащихся за некий период времени. Припомните ситуацию, когда болели простудой! Вы пытались упрекать градусник в том, что температура тела изнурительно зашкаливает? А, может быть, всё-таки отчётливо понимали: виновник болезни далеко не инструмент измерения? Заблуждение кроется в подмене задач. Бесспорно, учить значит оценивать знания. Но контроль знаний не способен “перекрыть” собой весь педагогический процесс. ЕГЭ не учит, а тем более, не может сделать детей глупее, ЕГЭ просто-напросто измеряет знания, которые школьники получили за 11 лет обучения. Почему становится возможным смещение акцентов? См. следующий миф о едином экзамене.

 

Миф о ЕГЭ №3.

 

Учитель вынужден натаскивать старшеклассников на выполнение ЕГЭ.

 

Работа школьного учителя часто бывает заточена под отчётность. Особенно, когда речь заходит об итоговой аттестации. Когда начинается интенсивная подготовка к выпускным экзаменам? Чаще всего за пару лет до окончания школы! Стартует активное натаскивание на выполнение экзаменационных заданий. Второстепенные задачи обучения постепенно отходят на второй план, оставляя место для подготовки к выпускному экзамену. Разве до введения ЕГЭ было иначе? Главное - отчитаться.

 

Вспомним, что раньше (говорим о 90-х и нулевых годах) школьникам с подачи учителей приходилось покупать сборники изложений, а также задачники по алгебре, на долгое время замещавшие детям учебники. Причём задания продавались уже в скомпонованном виде, поэтому зубрить было значительно легче! Таким образом, натаскивание школьников учителями на выполнение задач итогового экзамена появилось в российской школе задолго до появления ЕГЭ.

 

Кстати, тех детей, которых натаскать на сдачу экзаменов всё-таки не удавалось, легко было “подтянуть” во время проведения аттестации. Таким образом, работа педагогов не пропадала даром. Даже двоечники успешно сдавали традиционные экзамены, получая аттестат зрелости. Провал был редким исключением. Верно?

 

Кто распространяет мифы о ЕГЭ?

 

Возможно, я скажу удивительную вещь, но среднестатистический педагог без определённой подготовки ни за что не сможет создать материал для ЕГЭ. Ведь создание тестово-измерительного материала требует глубоких знаний по тестологии, статистике, высшей математики (и данными дисциплинами дело не ограничивается). Какую же критическую оценку единого экзамена можно считать действительно авторитетной?

 

Общественное сознание следует за мнением некоторых групп родителей, учителей-предметников, но вот люди, составляющие материалы для единого государственного экзамена к обсуждению (СМИ, Интернет) приглашаются крайне редко. В чём опасность? Исключение из картины происходящего важнейших участников процесса - специалистов, грозит тем, что несведущим людям предлагается поверить в упрощённую версию реальности. Часто весьма политизированную. Обыватели не обязаны детально разбираться в любом явлении нашей жизни. Если у нас болит зуб, то за помощью мы обращаемся к стоматологу - специалисту по лечению зубов, именно ему доверяя столь тонкий вопрос. Но когда речь идёт об образовании наших детей, то мы охотнее слушаем некомпетентных людей:

 

  • учёных, которые достигли успехов в родных областях знания, но не имеющих отношения к школьной педагогике

  • политических публицистов, чьё мнение для нас притягательно

  • часто просто смеёмся над выдумкой “юмористов” (вспомните монологи М. Задорнова или распространённые анекдоты)


Опасность мифов о ЕГЭ в том, что предубеждения подрывают доверие простых людей к системе образования, а подобная “критика” процедуры экзамена становится оружием в руках откровенных маргиналов. Псевдоавторитеты, завладевшие общественным мнением, создают проблем не меньше. Ведь общество, где не ценят профессионализм, в первую очередь, будет страдать далеко не по вине разработчиков единого экзамена...

Ваша оценка:
{{n}}
{{message}}
Рейтинг:
5
[Добавить статью]
Комментарии:
Чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизоваться на сайте
Увидели ошибку - сообщите нам
Сайт создан - iMedia.Group и ka027
{{errorFormMessageBoxText}}
Нашли ошибку?
Недовольство ценой!
{{sendCpmpplaintMessage}}
Для добавление материала Вам необходимо авторизоваться!