ВходРегистрация

Новости психологии

Интернет заставляет нас переоценивать собственные знания

Феномен трансактивной памяти

 

Что делает коллективную работу эффективнее? Человеку, участвующему в процессе, выделяется определённая зону ответственности, позволяющая специалисту глубже развивать собственную тематику. Например, водопроводчик, электрик и плотник вместе участвуют в строительстве дома, но каждый из них ответственен только за одну сторону проекта. При этом срабатывает коллективная (трансактивная) память: информация распределена по группе таким образом, что работники осознают собственную границу знаний, а также сферу осведомлённости своих коллег.

 

Трансактивная память в Интернете

 

Каким образом Интернет искажает наши представления о собственных знаниях?

 

На первый взгляд, Интернет кажется всезнающим и компетентным коллегой по коллективной памяти: он запросто выигрывает у любого человека как по широте охвата, так и по скорости получения знаний. Но в то же время всемирная паутина усиливает негативные стороны трасактной памяти, в частности объединяя зону компетентности участников группы с теми знаниями, которыми они владеют в реальности.

 

Такой вывод сделали учёные американской психологической ассоциации в новом исследовании (руководители - Fisher, Goddu, и Keil), опубликованном в Journal of Experimental Psychology: General.

 

Эксперимент проводился в два этапа.

 

На первом, вступительном, участники исследования оценивали собственное умение отвечать на распространённые вопросы (например, “Как работает застёжка-молния”), прибегая к помощи Интернета, а также после указаний не пользоваться сетью в процессе подготовки.

 

На последующем этапе эксперимента (самостоятельной работы с информацией) участников просили оценить, насколько хорошие ответы они могут дать на вопросы по темам, не включённым на первом этапе.

 

Испытуемые, искавшие ответы на вопросы в Интернете, оценивали свои знания выше, чем те, которым не позволили пользоваться поисковиками.

 

Результат сохранялся даже если первой группе участников исследования давали задание найти информацию на заданном сайте (“Пожалуйста, пользуйтесь scientificamerican.com при ответе), а участников второй снабжали текстами с того же веб-сайта.

 

Другими словами, поиск информации в Интернете повышал оценку испытуемыми своих знаний, даже в тех случаях, если обе группы имели доступ к одинаковому контенту, содержащему ответ на поставленные вопросы, даже в тех случаях, когда задание не требовало особых усилий (выбрать источники информации). Переоценённые знания вели к неверным поисковым запросам, не позволявшим найти ответ на вопрос.

 

Эффект переоценки знаний, вызванный поиском информации в Интернете снижался или вовсе не наблюдался в следующих случаях:

 

  1. на вступительном этапе эксперимента испытуемых снабжали ссылкой на ресурс, отвечающий на вопрос
  2. когда на этапе самостоятельной работы исследовалась автобиографическая память

 


Таким образом, результаты исследования говорят о том, что поиск информации в Интернете заставляет нас оценивать собственные знания намного выше, хотя данный эффект ограничен тематикой запросов, по которым мы ищем информацию.

 

Негативные последствия

 

Активный поиск информации в Интернете искажает наши мнения о границе знаний, которыми мы обладаем в реальности. Обычно нам весьма трудно определить, насколько мы можем доверять внешнему источнику информации. Но Интернет усугубляет данную трудность, тем, что круглосуточно даёт легко доступную информацию по любому вопросу. Конечно, доступ к знаниям приносит немало пользы, но авторы исследования отмечают: в ситуациях, когда нет доступа к Интернету человек также будет думать, что он знает больше, чем на самом деле.

 

Статьи по психологии
21.04.2017

Выборы Дональда Трампа стали ярким примером выхода на арену новой движущей силы выборов — социальных сетей. Это, вероятно, создало неясности с прогнозом и социологией традиционного типа, которые как бы упрямо не замечали прихода Трампа. Весь мир удивился результату, кроме тех, кто работал в выборах на него самого.

01.03.2017

От депрессии страдают не только взрослые. К сожалению, с депрессией сталкиваются и дети, и подростки. К сожалению, большинство психологических проблем молодеет, и депрессия – не исключение. Как и остальные психологические проблемы, детская депрессия диагностируется хуже и тяжелее, чем взрослая, и зачастую списывается на взросление, плохое настроение или характер, хотя ничего общего с ними не имеет.

26.06.2016

Единый государственный экзамен начал обрастать заблуждениями ещё до официального запуска новой процедуры итоговой аттестации школьников.

Какие мифы о ЕГЭ являются наиболее зловредными? Кто распространяет мифы о ЕГЭ?

Сегодняшняя статья авторов рейтинга Top-Psy поможет родителям, а также читателям, интересующимся проблемами образования, понять, где кроется манипуляция общественным сознанием.

Увидели ошибку - сообщите нам
Сайт создан - iMedia.Group и ka027
{{errorFormMessageBoxText}}
Нашли ошибку?
Недовольство ценой!
{{sendCpmpplaintMessage}}
Для добавление материала Вам необходимо авторизоваться!